История храма

Санкт – Петербург 1910 год.

Местечко Паричи и его окрестности в момент появления училища.

Когда в Паричах поселился муж учредительницы училища — Михаил Иванович Пущин, весь Западый край, а Минская губерния в особенности –представляли собой совершенно нечто отчуждённое от всего русского. Край был русский, но только по имени. Самый народ, обитавший здесь, совсем не походил на жителей Великороссии. По заявлению Марии Яковлевны Пущиной, приехавшей в Паричи в 1838 году, он представлял резкую противоположность бодрому, крепкому, уверенному в себе, глубоко преданному Православной церкви народу центральной России. Белорус производил тяжёлое впечатление на всякого свежего человека, прибывшего из Великой России. «Жалкий, забитый, отторгнутый историческими условиями от бликого общения со старшим своим братом – великороссом, он изнемогал под тяжёлым социально – экономическим и религиозным давлением чуждого элемента». (слова Марии Яковлевны, — см. статью В.Покровского в Минских Епархиальных Ведомостях за 1895 год № 9) всюду чувствовалось польско – католическое начало, а в некоторых местах это преобладание переходило в гнёт. Русская речь слышалась довольно редко, даже в среде православного духовенства. И не удивительно: где могли воспитываться дети православных и к чему могли привыкать, если русских школ не было, если образование можно было получить лишь в польских пансионах, если модным и хорошим считалось у всех лишь то, что было у панов – поляков. Что сказано относительно целой губернии, то с особой силой можно подтвердить и в отношении Парич: до возникновения здесь женского училища девиц духовного звания это была одна из самых глухих местностей Минской губернии. Правда попытки обрусить окружающее общество начались в имении Паричи уже в первой четверти 19 века, со времени появления здесь отца Михаила Ивановича, Ивана Петровича Пущина. Последний получил имение по наследствуот своего отца Петра Ивановича Пущина, которому оно было пожаловано в награду за добрую службу Императором Павлом Первым. В 1816 году началась постройка церкви и в 1819 году храм был освящён во имя Св.Духа. Создавая её, помещик хотел привлечь к храму Божию небольшую местную паству. Вместе с тем он отвёл особое помещение ( один из старых флигелей) в своём имении для обучения крестьянских детей. Но такими мерами трудно было добиться каких либо положительных, благоприятных результатов. Кругом Парич находились униатские церкви и католические костёлы, и издавна здесь велась скрытая и явная пропаганда Римского престола. Вся местность около Парич – Стужки, Белица, Брожа, Дуброва, Демитковичи, Качай – Болото – были под Бискупом. В Островчицах, Чернине, Королевой Слободе были униатские церкви, а в Малимонах у помещика Прушановского и в Шатилках католические костёлы. В самих Паричах неоднократно появлялись католические ксензы, но временно. В таких условиях волею судьбы появился (в 1835 году) в имении Паричи новый владелец – Михаил Иванович Пущин. Обстановка не могла на него произвести отрадного впечатления. Лицом к лицу он увидел в своих единоверцах – крепостных крестьянах и служилых людях поразительную религиозную аппатию, полное равнодушие в отношении к православной церкви и вопросам веры. Но что было всего печальнее так это то, что даже лица, поставленные самим званием стоять на страже интересов православия и народности, духовные люди, — оставались по видимому совершенно спокойными зрителями горестного положения церкви и охотно поддерживали связи с богатыми польскими помещиками ища их расположения и дорожа их лаской и вниманием. В тесной связи с этим явлением религиозного индиферентизма стояли общая материальная необеспеченность и низкий уровень умственного развития народной массы. Нужно было позаботится о внешнем положении крестьян и духовенства, вывести их из материальной зависимости от не руского общества, улучшить их быт, вызвать доверчивое отношение к русским помещикам, открыть доступ в школу, развить духовные запросы, привлечь к православному храму, заставить полюбить его, воспитать чувство национального самосознания.  Михаил Иванович так и поступает, старается улучшить быт крестьян, заботится о материальном обеспечении причта приходской церкви, открывает больницу с аптекой, нанимает доктора и фельдшера, заводит правильную школу для обучения поселянских детей, заботится о благолепии приходской церкви приучает крестьян обязательно посещать церковь по воскресеньям и в праздничные дни. Заставляет и говорить не иначе как по — русском. Побуждает священников проводить проповеди и вести религиозные беседы с крестьянами, и наконец около 1860 года приступает к строительству каменного храма, чтоб ещё больше привлечь местное православное общество в дом Божий, — вообще старается вывести народ из состояния умственного и нравственного усыпления.  Но эти меры помещика вполне разумные и целесообразные, при всех своих достоинствах имели неизбежные недостатки: во первых они носили чисто местный характер, так как обслуживали нужды небольшого участка, и во вторых они были направлена к развитию простой народной массы. Оставленна была в стороне интеллигенция, и в том числе православное духовенство. Последнее по прежнему должно было тяготеть по необходимости к польским школам и пансионам, так как оно «окружённое со всех сторон и теснимое преобладающим полонизмом и римско – каталицизмом. При ограниченных материальных средствах, положительно не имело возможности дать своим дочерям правильного ( самостоятельного) воспитания в духе православия и русской народности.» Детей преимущественно девочек посылали в существующие тогда частные пансионы , содержащиеся фанатично настроенными патриотками – полькам, и, конечно, результаты получались самыми печальными.  Как справедливо выразились отцы Епархиального Съезда Минской губернии 1870 года, почтившие Марию Яковлевну поднесением глубоко прочувствованного адреса по случаю 10 –летия жизни училища и её деятельности. « Индифферентизм в религии изгнание родной речи из домашнего очага , — вот каковы были плоды чуждого православию воспитания». При такой обстановке зародилось в Паричах при имении истинно – русского помещика, под кровом православной церкви , скромное училище « Св. Марии Магдалины для девиц духовного звания», задававщееся целью воспитать практически в семейном духе и религиозном направлении, в правилах простоты, любви к труду и деятельности на благо ближнего.

На фото главный вход в здание училища.

На фото дворик училища

Основательницей училища была жена помещика имения Паричи — Мария Яковлевна Пущина.

Личность учредительницы училища.

Мария Яковлевна Пущина ( родилась 29 декабря 1812 года, умерла 23 марта 1895 года), вторая жена Михаила Ивановича Пущина, происходила из фамилии Подкользиных. Образование получила в С – Петербургском Патриотическом Институте.  Имея около 26 лет от роду, Мария Яковлевна вышла замуж за опального Михаила Ивановича Пущина, тем самым обрекая себя на уединённую серенькую жизнь в глухой провинции.  Живая и энергичная, Мария Яковлевна не могла оставаться бездеятельной. Богато одарённая натура её тяготилась вынужденным деревенским безделием и настойчиво требовала себе такого дела, которое могло бы своими интересами наполнить всё её внутреннее существо. Окружающая жизнь указала дело. Глубоко верующая, воспитанная в заветах Православной Церкви, искренняя патриотка в лучшем смысле этого слова, Мария Яковлевна не могла спокойно и равнодушно относиться к тому, что видела вокруг себя. Она приняла участие в трудах мужа по обрусению местного общества, — занялась образованием крестьянских девочек в устроенной помещиком поселянской школе.  Около 20 лет, с небольшими перерывами вызванными необходимостью временного отъезда, она терпеливо и добросовестно исполняет роль скромной труженицы на ниве образования и воспитания, организует из учащихся смешанный церковный хор вместе с гостившими у неё сестрами Анной Яковлевной Назимовой ( вдовой полковника, помещика Псковской губернии) и Пелагеей Подкользиной.  Такая деятельность продолжалась почти до 1860 года. Деятельная натура, она начинает искать более крупное занятие, которое вполне бы отвечало запросам души. В начале 1860 года неясные планы начинают укладываться в одну форму, получают отчётливость.  Она задаётся целью устроить в Паричах хотя бы маленькое училище для дочерей священников, которые в свою очередь с течением времени могли бы быть воспитателями и распространителями христианского знания.  Свою заветную мечту Мария Яковлевна сообщает (во время пребывания в С – Петербурге в начале1860 года) своим хорошим знакомым, Помпею Николаевичу и Сергею Николаевичу Батюшковым, указав и затруднения в материальном отношении, и пишет первому из них письмо. Батюшков передал письмо фрейлине Императрицы Анне Фёдоровне урождённой Тютчевой( Аксаковой), и благодаря её посредничеству содержание письма Пущиной становится известным Императрице. Императрица заинтересовалась планами Пущиной, и изъявляет готовность принять участие в судьбе будущей школы и назначает субсидию Паричскому училищу девиц духовного звания в размере 1300 руб. из собственных средств и капиталов своих Августейших Детей.  Пущина – в Паричах, она хлопочет об устройстве здания училища. Под училищное помещение приспосабливается помещичий дом близ самой усадьбы, — дом где раньше располагалась поселянская школа, больница, сборная изба для крестьян и кухня. Приглашаются первые руководительницы училища, собираются дети и 8 сентября 1860 года совершается открытие училища.  Своему дорогому училищу она посвящает все свои силы, в его благоденствии и процветании, видя цель своей жизни. Муж Марии Яковлевны, не только не препятствует, но и наоборот – содействует. Так продолжалось до 1869 года. В этом году умирает Михаил Иванович. С горестью перенеся постигшую утрату близкого человека, всегда сочувственно относившегося к благим начинаниям, Мария Яковлевна не оставляет своего училища. Напротив, если раньше она не могла жить постоянно в Паричах ввиду того, что нравственно обязывалась оберегать здоровье своего больного мужа, служившего сначало в Минске, а потом в Бобруйске, то теперь она навсегда переселилась в Паричи. Единственным утешением для неё в одинокой её жизни – училище, и к нему всей душой правязывается Мария Яковлевна. До 1873 года она является главной руководительницей текущей училища во всех её проявлениях. Она ведёт переписку с отдельными лицами и целыми учреждениями по поводу материального обеспечения училища, хлопочет о разных пособиях, сама распоряжается училищными суммами, давая им то или иное целесообразное назначение, ведёи счета, готовит отчёты, заведует всем училищным хозяйством: наконец следит внимательным образом за внутренней жизнью созданного ею рассадника духовного просвящения, настойчиво заботится об укреплении внутреннего строя. Пред взором учредительницы училища постоянно ярко вырисовывается нужда народная, ради удовлетворения которой было вызвано к жизни училище. «Воспитание должно быть практическим, семейным в религиозном направлении, в правилах простоты, любви к труду на благо ближнего». Вот девиз, который выставляла Мария Яковлевна в качестве идеала, в первом своём письме Батюшкову по вопросу об открытии училища и которому неустанно служила во время своего управления училищем. Сремлению осуществить этот идеал Мария Яковлевна посвятила все свои знания, всё своё умение, весь свой житейский опыт.  Тревоги и волнения, пережитые при создании училища, хлопоты о материальном обеспечении и упрочении за ним счастливого будущего, труды по организации учебных занятий и воспитанию в учреждённом училище – в конце концов утомили Пущину. Тело оказалось слабее духа, чувствовалась нужда в отдыхе.
Уже в 1872 году на летних каникулах Мария Яковлевна просила Государыню Императрицу соизволить на открытие в Паричском училище училищного Правления с передачей в его ведение всех хозяйственных дел, в сентябре же следующего года она представила Государыне последний личный отчёт о состоянии училища, доложив об открытии в 1872 – 1873 учебном году Училищного Правления, и о том, что оставляет за собой общее наблюдение за нравственными успехами училища. Мария Яковлевна становится попечительницей училища и прямого участия в его делах не принимает. Впрочем такое положение вещей продолжается лишь до тех пор пока не было нужды. Явись последняя и Мария Яковлевна вновь выступила в своей прежней роли – деятеля на поприще служения интересам духовного просвящения в Минской губернии и в частности близкого ей Паричского училища.
В 1874 году, когда в Министерстве Народного Просвящения зародилась идея – при женских духовных училищах устраивать женские учительские семинарии для приготовления опытных руководительниц народных школ, Мария Яковлевна Пущина , задавшись целью добиться открытия такой семинарии при Паричском духовном училище вступает в переписку по данному вопросу с Минским Преосвященным, едет в Петербург, лично беседует с Министром Народного Просвящения, добивается командировки в Паричи специального лица для проверки и оценки на месте её планов и соображений. Благодаря ходатайству Марии Яковлевны училище преобразуется в 6 – класное, получает в 1876 году Высочайше утверждённый устав и штат и высокое покровительство ЕЁ Величества, — под непосредственным руководством Марии Яковлевны предпринимаются и ведутся училищные постройки для будущей семинарии. Мария Яковлевна следит буквально за всем. Обстоятельства изменяются, нужды нет в энергиной деятельности на благо дорогого детища, и она опять отходит в сторону лишь изредка являясь в училище, но всегда внимательно следит за нравственными успехами училища. В 1885 году Пущина имела редкое удовольствие присутствовать на 25 летнем юбилее созданного ею училища видеть и слышать трогательную признательность, как со стороны местного духовенства, так и со стороны центрального духовного управления и многих почитателей.
Ко времени того — же юбилея Мария Яковлевна удостоилась получить от Государыни Императрицы Марии Фёдоровны послание с выражением благодарности за 25 – летнюю деятельность на поприще духовного просвящения и портрет ЕЁ Величества. Последние годы своей жизни после 1885 года Мария Яковлевна проводила в уединении и спокойствии в своём имении отдаваясь молитвам и рукоделию, и лишь иногда отлучается из Парич на несколько месяцев, преимущественно осенью или зимой, предпринимая путешествие в Минск , где в Спасо – Преображенском монастыре она устроила для себя даже особую келью, или к своим родным в Псков или в Белев Тульской губернии. В училище Мария Яковлевна не появлялась и тем более не вмешивалась в дела. Да и не было нужды: училище было обеспечено материально, жизнь шла по нормальному руслу. Но и в годы старости Мария Яковлевна с живым интересом прислушивалась ко всему тому, что сообщали ей об училище.                               
Умерла Пущина в Паричах, в своём имении, в небольшом флигеле.
Погребение состоялось 26 марта, в вербное воскресенье, после литургии. Похороны были самыми скромными, такова была воля усопшей. Отпевание совершил священник о. Иван Балевич (законоучитель и инспектор классов училища), в сослужении священники ближайших к Паричам церквей о. А.Миткевич, о. М.Самойлович и диакон Бобруйского военного собора , Вержболович. Память почтили надгробными речами преподаватели училища Иван Раевич и Василий Покровский.


Погребена Мария Яковлевна рядом с Михаилом Ивановичем у самой стены алтаря. Пред могилами у самой стены алтаря установлена маленькая часовенка, внутри которой стоит крест с изображением Распятия , и висящая лампада. Внизу у креста надпись:

«Помни нас, Владыко, во царствии твоём».

Снаружи над дверцами часовни, сверху, другая надпись на камне:

«Блаженiи мёртвiи умирающiи о Господи». Апокал.14гл., 13 ст

Пред часовенкой две могилы, окружённые оградкой, одна Михаила Ивановича,  другая – Марии Яковлевны, могилы имеют форму гробницы в 1/2 аршина высоты и обложены мраморными плитами могила Марии Яковлевны левая, на верхней мраморной плите надпись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *